Как начиналась Британская политическая карикатура. (История крупными мазками).
Политическая карикатура — это не просто искусство, а целая эпоха, которая отражает политическую атмосферу и социальные настроения своего времени. В Великобритании традиция политической карикатуры имеет глубокие корни и интересную историю, уходящую своими истоками в XVIII век.
1. Век Просвещения и первые карикатуры
Традиция политической карикатуры в Великобритании начинает развиваться в период Века Просвещения. В это время появляются первые гравюры и рисунки, которые высмеивают политиков и общественные события. Одним из первых мастеров этого жанра был Уильям Хогарт, чьи работы отражали социальные проблемы и пороки общества. Хотя его карикатуры не всегда имели явную политическую направленность, они заложили основы для будущих политических комментариев через искусство.
Примером карикатур Уильяма Хогарта может служить «The Harlot’s Progress» (также известная как «Прогресс блудницы») – серия из 6 гравюр 1732 г. показывает историю молодой женщины М. (Молл или Мэри) Хакабут, которая приезжает в Лондон из деревни и становится проституткой.
- В первой пожилая женщина восхваляет её красоту и предлагает выгодное занятие.
- На втором снимке героиня с двумя любовниками и любовницей.
- На третьем она стала проституткой, а даже арестована.
- На четвёртом она треплет коноплю в тюрьме Брайдуэлл.
- В пятой сцене она умирает от венерического заболевания.
- В последней — умирает в возрасте 23 лет.
Хотя эта работа не является политической карикатурой в строгом смысле, она демонстрирует социальные проблемы и пороки, что является предшественником политической сатиры. Хогарт изображает падение женщины из высшего общества, что отражает критическое отношение к социальным и моральным вопросам своего времени.
Серия оказалась очень популярной, и Хогарт использовал свой опыт ученика серебряника для создания гравюр с изображениями, продав подписчикам «ограниченный тираж» в 1240 комплектов из шести гравюр за гинею.
2. Золотая эпоха: Джеймс Гилрей и Роулендсон
Настоящий расцвет политической карикатуры в Великобритании связан с именами таких мастеров, как Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон. В конце XVIII — начале XIX века их работы задавали тон политической сатире.
Гилрей, пожалуй, самый известный британский карикатурист, использовал свои рисунки, чтобы высмеивать как правительство, так и королевскую семью. Его карикатуры были остроумными и зачастую провокационными, они не оставляли равнодушными ни сторонников, ни противников.
Джеймс Гилрей. Автопортрет. Около 1800 года
The Trustees of the British Museum
Гилрей сатирически изображал важные события того времени, такие как Наполеоновские войны и внутренние политические конфликты. Его полотна становились настоящими сенсациями, вызывая широкий общественный резонанс.
Джеймс Гилрей. Король Бробдингнега и Гулливер.
26 июня 1803 года
Российский государственный архив социально-политической истории
Как только Великобритания объявила Франции войну, Наполеон начал приготовления к высадке морского десанта. Британской нацией овладел страх перед французским вторжением. Карикатуристы стали наперебой выпускать патриотические листы, стремясь преуменьшить французскую угрозу в глазах обывателей. Гилрей, при помощи карикатуриста-любителя, гвардейского лейтенанта Томаса Бреддила (тому принадлежал первый эскиз), нашел простое и гениальное решение — «преуменьшить» надо самого французского предводителя Наполеона Бонапарта, тем более что образ Малыша Бони (Little Boney) разрабатывался Гилреем еще с начала года.
Джеймс Гилрей. Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином. 1805
Сам Наполеон Бонапарт не раз обещал повесить художника Джеймса Гилрея, но, казалось, такие заявления только подзадоривали художника на создание еще более изощренных сатирических рисунков о французском императоре.
Джеймс Гилрей. Брачная ночь. 18 мая 1797 года
Российский государственный архив социально-политической истории
Легко представить, каким вниманием светского общества пользовались свадьбы в королевской семье в XVIII веке. К тому же они были редки: король Георг и королева Шарлотта никак не хотели отпускать от себя четырех своих дочерей.
Принцессы жили в строгости и изоляции, скучали, кляли свою судьбу и мечтали о замужестве. Но все предложения отвергались: жених должен был быть самого знатного происхождения и при этом не мог быть католиком. Дело дошло до того, что у старшей принцессы, Шарлотты, врачи диагностировали нервное расстройство.
Наконец, в 1797 году тридцатилетнюю Шарлотту выдали замуж за Фридриха Вильгельма, наследного принца Вюртембергского, известного по всей Европе своей непомерной полнотой. Принц весил около 200 кг и позже удостоился остроты Наполеона: «Бог создал короля Вюртемберга, чтобы продемонстрировать, до каких переделов может растягиваться человеческая кожа». Но бедной Шарлотте выбирать не приходилось.
Фигуру Фридриха Вюртембергского несложно опознать на карикатуре Гилрея, изображающей свадебную процессию, ведущую молодоженов в опочивальню, — хотя его лица, как и лиц других главных героев, мы не видим.
Изображение создавалось в период усиления цензурных ограничений, когда продажа карикатуры на королевскую семью могла приравниваться к измене.
Гилрей ловко и изобретательно обходит запрет. Идущий первым король, чье лицо не видно из-за колонны, легко опознается по фермерской шляпе (король увлекался сельским хозяйством) и огаркам свечей в руках (намек на скупость).
Лицо следующей рядом королевы закрыто модным капором, в ее руках — чаша с поссетом, напитком, который молодые пили в постели.
Фигура принцессы Шарлотты, кокетливо прикрывающейся веером, почти не карикатурна.
За молодоженами следуют четыре брата невесты, английские принцы во главе с Георгом, принцем Уэльским, в их профилях ясно читаются фамильные черты Ганноверской династии — пологий подбородок, покатый лоб, крючковатый нос, что придает им забавное сходство.
В толпе виден профиль вечно сонного Вильгельма Оранского — он спит и сейчас.
В свою очередь, Томас Роулендсон также создавал яркие и запоминающиеся карикатуры, которые отражали социальные и политические проблемы того времени.
Роулендсон шесть лет обучался в Королевской академии художеств, но около трети этого времени провел в Париже.
В 1775 году им была написана картина «Посещение Самсона в тюрьме Далилой» (англ. Delilah visiting Samson in Prison), в последующие годы рисовал портреты и пейзажи. О нём начали говорить как о перспективном художнике.
Однако в творчество Роулендсона неожиданно вмешалось наследство в 7000 ₤ полученное от умершей тёти. Роулендсон перестал творить, просто проживая состояние, однако вскоре, увлёкшись азартными играми, обнищал вконец. Он вновь начал писать с целью пополнения своего бюджета — рисовал карикатуры.
Поэмы Уильяма Комба про Доктора Синтакса с иллюстрациями Роулендсона были необычайно популярны в свое время, как и его эротические рисунки и карикатуры.
Роулендсон. Портсмут-Пойнт, 1811 г.
3. Политическая карикатура в веке XIX
С 1830-х годов политическая карикатура продолжала развиваться, и на сцену выходят новые таланты, такие как Джон Тенниел, который стал известен благодаря своим работам для журнала “Punch”. Этот сатирический журнал сыграл важную роль в популяризации политической карикатуры в Великобритании. Тенниел использовал свой талант, чтобы комментировать политические события и общественные настроения, и его работы стали неотъемлемой частью британской культуры.
Его пригласили занять пост карикатуриста в «Панче» — влиятельном еженедельном журнале юмора и сатиры – в 30 лет.
В журнале печатались Чарльз Диккенс, Алан Милн и Дж. К. Джером. В «Панче» впервые был опубликован роман Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Кроме Тенниела, с «Панчем» сотрудничали такие известные художники, как Майлз Фостер и Этель Рид. Эту троицу прозвали «Братством Панча». Так что, Тенниел считал себя серьезным художником, не способным создать что-либо смешное.
Впрочем, надо знать и английский подход к сатире: иносказания, аллегории, и аналогии — нечто вроде басен на «злобу дня». Мысли, которые нужно проиллюстрировать: опасный поворот в политике, пустые обещания, новый проект в Парламенте, предпринятая экспедиция…
Тенниэл был «в курсе», с идеями, как показать ситуацию, и при мастерстве!
Он проработал в журнале полвека.
Его карикатуры вызвали восхищение юного Уинстона Черчилля. Уже в зрелом возрасте в своей статье «Карикатуры и карикатуристы» он продолжал писать о восхищении работами Тенниела.
В 1893 году Джон Тенниел получил титул рыцаря благодаря благосклонному отношению премьер-министра Уильяма Гладстона.
Но несмотря на тысячи политических карикатур и сотни иллюстративных работ, приписываемых ему, большая часть славы Тенниела проистекает из его иллюстраций к Алисе. Тенниел нарисовал 92 рисунка для “Приключений Алисы в стране чудес” Льюиса Кэрролла (Лондон: Макмиллан, 1865) и “В зазеркалье и что там нашла Алиса” (Лондон: Макмиллан, 1871).
Льюис Кэрролл изначально сам иллюстрировал «Страну чудес», но его художественные способности были ограничены. Гравёр Орландо Джуитт, который работал на Кэрролла в 1859 году и просматривал рисунки Кэрролла для «Страны чудес», предложил ему нанять профессионала. Кэрролл был постоянным читателем «Панча» и поэтому был знаком с Тенниелом, который в 1865 году долго беседовал с Кэрроллом перед тем, как проиллюстрировать первое издание «Приключений Алисы в Стране чудес».
Кстати, сам Тенниел вывел себя в образе белого рыцаря в книге Льюиса Кэролла. Кэролл настаивал, чтобы художник сбрил усы у рыцаря. Но они были похожи на усы самого Тенниела и художник их сохранил.
Традиция британской политической карикатуры — это удивительное сочетание искусства, политики и общественного мнения. С каждым новым поколением художников эта традиция продолжает развиваться, сохраняя свою значимость и актуальность. Политическая карикатура, как зеркало общества, помогает нам понять не только прошлое, но и настоящее, а также заглянуть в будущее.